631A4172 7
  • Флэшмоб Песни Победы
    Флэшмоб Песни Победы
    09 мая 2017 года
  • Поездка в Иванищи
    Поездка в Иванищи
    6 августа 2017 года
  • Рождественский бал
    Рождественский бал
    14 января 2017 года
  • Крестный ход
    Крестный ход
    19.07.2017 - 24.07.2017
  • Конкурс в интернате
    Конкурс в интернате "Победа глазами детей"
    9 апреля 2017 года
  • Клуб
    Клуб "Сеятель" на Библионочи в Горьковской библиотеке
    21 апреля 2017 года
  • Поездка в Пречистый Бор
    Поездка в Пречистый Бор
    24 июня 2017 года
  • Ночная пасхальная служба в д. Черногубово
    Ночная пасхальная служба в д. Черногубово
    15-16 апреля 2017 года
  • Поход на скалодром
    Поход на скалодром
    12 февраля 2017 года
  • Праздник искусств в Ботаническом саду
    Праздник искусств в Ботаническом саду
    9 июля 2017 года
  • Новолетие 2017
    Новолетие 2017
    17.09.2017
  • Вечер Ирландской музыки
    Вечер Ирландской музыки
    20 февраля 2017 года
  • Творческий вечер, посвященный дню православной молодёжи
    Творческий вечер, посвященный дню православной молодёжи
    19 февраля 2017 года
  • Показ фильма о св. архиепископе Фаддее
    Показ фильма о св. архиепископе Фаддее
    2 сентября 2017 года
  • Поездка в Краснохолмский Антониев монастырь
    Поездка в Краснохолмский Антониев монастырь
    27 августа 2017 года
  • Паломническая поездка в Кашин-Калязин
    Паломническая поездка в Кашин-Калязин
    5 августа 2017 года
  • Поездка в Пречистый Бор
    Поездка в Пречистый Бор
    26 марта 2017 года
  • Поход на каток
    Поход на каток
    18 февраля 2017 года
  • Игра-квест
    Игра-квест "Святые хранители Тверской земли"
    24.09.2017
  • Масленица в деревне Черногубово
    Масленица в деревне Черногубово
    25 февраля 2017 года

Тверским филологам рассказали о восстановлении сельских храмов

В конце декабря в Твери мы провели очередное мероприятие в рамках проекта "Тропинка в будущее".

pok tropa future3

Иеромонах Силуан и активисты Тверского православного молодежного клуба «Сеятель» при поддержке Отдела по делам молодежи Тверской епархии в этот раз организовали показ видеороликов о восстановлении храмов в Тверской области студентам филологического факультета Тверского государственного университета.

Субботник у храма Рождества Богородицы в Пречистом бору 28 мая 2016 года

28 мая 2016 года Алексей Андреев, Александр Чубанов, Иван Сандулов и трое студентов из школы волонтеров «Доброволец Верхневолжья» приехали на электричке в Пречистый Бор на молебен и на субботник.

subb 28 maya

После молебна мы перевезли на строительную площадку белокаменные части карниза, накануне привезенные Виталием из Старицы. Навели порядок возле храма, убрали строительный мусор, а самое главное — сожгли огромную кучу мусора, накопившуюся за несколько месяцев в специально оборудованной яме.

А после работы мы отметили день рождения Чубанова Александра на берегу реки песнями и сосисками.

Начался сезон работ по восстановлению Храма в Пречистом Бору

vosstan hrama 2016

Получили на руки окончательный (доработанный) проект кровли и завершения. Галине Петровне Лебедевой шлём большой поклон за работу и понимание. Начинаем работы по монтажу кровли. Заказали пиломатериал. Митрофан с ребятами уже начали его принимать. Брус и доски нужно обработать антисептиком, подсушить и начинать поднимать наверх. Основа мауэрлата - брус 150 на 200 мм - неподъемная штука. Обрешетка - доска 40 на 150 мм.

Храм, который должен жить

«Вы храм что ли восстанавливать будете?», спрашивали нас местные жители, когда мы расклеивали по деревням объявления об уборке прихрамовой территории в селе Красный Бор. Так легко из их уст вырывалась эта фраза, что и нам на долю секунды хотелось ответить им: «Да, будем». Но такого ответа не получалось, приходилось объяснять, что сначала нужно очистить территорию от мусора, а там «видно будет»…

Многим этот ответ не казался веской причиной тратить свое время на какую-то уборку, которая «все равно ни к чему, потому что мусор навалят снова», но достаточно большое количество людей пришло 27 июня в село Красный Бор к храму Рождества Богородицы, чтобы этой самой «никчемной» уборкой положить начало большому дело, которое и обозначать хочется только шепотом, потому что страшно, потому что неподъемным кажется дело, невыполнимым. Дай Бог, если только кажется…

При пристальном взгляде на объем работы, на то количество специфически-кладбищенского мусора (венки, ветки, трава, надгробия, искусственные цветы и бутылки), это субботнее мероприятие уже не казалось таким безобидным. К восточной − алтарной стене храма невозможно было пройти, чтобы не сломать ногу или не упасть. И здесь отдельно хочется поблагодарить пришедших на помощь тверской молодежи дачников и местных жителей, потому что самый большой мусорный «очаг» был убран полностью за два с лишним часа. Не работали − летали. Давно тяжелая работа не доставляла радости, но в тот день эту радость почувствовали многие. Когда из-под бесчисленной травы и веток показалась земля, когда была скошена высокая трава, и вокруг храма можно было пройти, не оступившись, тогда можно было на минутку остановиться и посмотреть. Сам храм, точно освободившись, стал выше, воспрянул, задышал…

Этот субботник стал не просто мероприятием по уборке мусора. Он показал, что та «руина», которая стоит на краю села, все же бередит сердца многих, все же для них это Храм, которому в тот день они отдали почти все свои силы, приехав даже из соседних деревень.

Да и стоит ли удивляться. Нет у этих людей духовной жизни там, и на многие десятки километров по левому берегу Тверцы этой духовной жизни тоже нет. Вакуум. Огромный отрезок: от Медного до Михайловского, в котором нет ни одного действующего храма. На сегодняшний день при такой плотности населения, как там, это поразительно.

Мусор, слава Богу, убрали. Хочется надеяться, что он не появится вновь, а силы сейчас нужно бросить на то, чтобы сделать на храме крышу. Пусть это будут все силы, но никаких сил не жалко для того, чтобы храм, истерзанный богоборчеством и человеческим равнодушием, ожил, чтобы перестать бояться за аварийный, позеленевший от сырости купол: вот-вот обвалится. Чтобы превратить, в конце концов, деревенскую руину в Храм, и чтобы превращение это произошло в первую очередь в умах и сознании людей, живущих рядом с ним, в их сердце.

А пока много скепсиса, и так тяжело преодолеть его. Потому что рукой махать и отворачивать проще, чем, закусив удила, браться за дело, гарантий успешности которого нет ни у кого. Но таково уж наше время, забравшее из того, странного времени, несчастные, но гордые храмы, чтобы мы, не осуждая никого, не пеняя на политические режимы, знали свое дело и делали его.

На следующий день, в воскресенье 28 июня, православным молодежным клубом «Сеятель» в рамках Дня города была проведена благотворительная распродажа детских картин. Рисовали дети оздоровительных лагерей «Дружба» и «Романтик» и рисовали они красивый храм на другом берегу Тверцы, выглядывающий из-за больших кустов сирени.

Когда-то давно и автор этих строк, отдыхая в «Дружбе» задавался вопросом: что за церковь там стоит? И, казалось, даже названия ее не найти, до того брошенной она казалась, выпавшей из времени, осколок прошлого века, попавший сюда случайно. Но нет. Время оказалось своим, и храм достаточно быстро обрел для подростка имя: Рождества Богородицы в селе Красный Бор. И, наверное, в то время, когда село еще называлось Пречистым Бором, люди не забрасывали свою главную святыню венками и бутылками, а берегли и любили. И может, и из-за их любви тоже, все еще держится купол, не рушится, все еще стоит храм, не падает. Ждет. Вас ли, нас, может, кого-то другого. Храм должен жить, любой храм в любом времени и в любом месте. И задача нашего поколения сделать это реальностью.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Тверской православный молодежный клуб «Сеятель»

Если вы хотите помочь. Реквизиты для пожертвований:
ТООО «Тверской союз православных мирян» юридический адрес: г. Тверь, ул. П. Савельевой, 25 почтовый адрес: 170039, г. Тверь, ул. П. Савельевой, 25 ИНН: 6905044541 КПП: 695201001 Расчетный счет: 40703810700000000053 в ОАО «ТГБ» г. Тверь кор/счет: 30101810100000000790 БИК: 042809790 с пометкой: для восстановления храма в Пречистом Бору.
контактные телефоны:
8-920-175-0772 − священник Максим (Сивцов);
8-920-158-5132 − председатель ТГПМК «Сеятель» Алексей Андреев

Будем благодарны также за любую специализированную информацию по противоаварийным работам.

Работы по храму (как всё начиналось)

31 мая - крестный ход Черногубово-Пречистый Бор. Приделали на западную стену табличку с информацией о храме. Приняли решение открыть расчетный счет. Было человек 50, если не больше, включая ребят из воскресной школы. Местных пришло человек пять, принесли в стеклянных банках воду, вычитав на афише, что будет водосвятный молебен. Батюшка Максим ее освящал, макая в банки крест.

raboti hram1

13 июня - встреча с общественностью дачного кооператива журналистов. Дачники вышли на уборку мусора в бор. Монолог о необходимости восстановления храма слушали как-то вяло. Поговорили в частном порядке с некоторыми людьми. У всех одно мнение: "Хорошее дело задумали. Но я ничем помочь не могу". Хотя сказали, чтобы мы вешали объявления о предстоящих мероприятиях по храму, и они придут. Были Леша Гагарин, Наташа Арефьева и А.Д. Приехали и уехали на электричке.

24 июня Вечер. - По сути начало работ. Копка ямы для сжигания мусора с юго-западного края кладбища. Сначала по предварительной договоренности яму хотели выкопать фермеры Румянцевы из дачного кооператива. Хозяйка долго твердила нам, как хорошо, что будет храм, а то "люди стали злые". А потом оказалось, что Румянцевы запросили с нас за копку 2000 рублей. Мы решили, что копать будем сами. Приехали на машине Виталика: Леша Гагарин, Виталик, Дима Кочнев и А.Д.. Выкопали яму за полтора часа. Нашли, как нам кажется, фундамент церковной ограды.

27 июня - состоялся массовый субботник с участием тверской молодежи и местных жителей с дачниками. Народу пришло много. Зашли на дачи, чтобы взять у кого-нибудь носилки и грабли. Когда вышли из кооператива, за нами пошел мужчина с лопатой на плече. "Вы туда?" - спросил он нас, указав на храм. Мы кивнули. Местных пришло много, два человека косили траву, остальные разгребали мусор и таскали его в яму, в которой горел мусорный костер. Убрали весь мусор от стен храма буквально за три часа.  Спасибо всем. Храм как будто воспрянул, стал выше. В этот же день под руководством Юли Рассказовой и Ксюши Соколовой в лагерях на противоположном берегу Тверцы: "Дружбе" и "Романтике" дети рисовали рисунки для благотворительной продажи (на восстановление храма) в день города.

raboti hram2

28 июня - в день города на пересечении ул. Советской и Свободного переулка клубу "Сеятель" дали палатку для продажи и раздачи своей продукции. Был поставлен ящик для сбора денег для Пречистого. Люди клали неохотно. Юля Рассказова с Артемом брали ящик и ходили по горсаду, "продавая" на пожертвования детские рисунки. Нам помогала Ксюша Соколова из "Ирини". Однако к концу дня собрали около 3 тысяч рублей. Деньги эти пригодились. Ими была оплачена доставка горбыля.

2 июля - Владимир из деревни Рагодино привез к храму столбы и доски. Мы сделали ограждение вокруг алтарной территории, чтобы народ не мусорил снова, загородили подход к храму с юга. Надо бы огородить было по периметру на случай несанкционированных захоронений, которые могут впоследствии помешать ремонтным работам. Были: Владимир, Виталик, Леша Г., Сергей Донсков, Дима К. и А.Д.

19 июля - по предварительной договоренности с журналистом газеты "Верхневолжье православное" Вадимом Масловым, приехали с ним и с оператором Александром в Пречистый. Они снимали для тверского телевидения сюжет о молебне, который состоялся в тот день в Пречистом в день Собора Тверских святых. Мы приехали раньше того, как все пришли крестным ходом со станции и застали в храме пьяных мужчину и женщину в плавках и купальнике. Мы попросили их выйти из храма, на что они сказали, что специально приплыли с того берега, "чтобы посмотреть". Мы укрепились в решении храм закрыть. Интервью Вадиму дал о. Максим, Алексей Андреев и А.Д. В этот день не работали, праздновали день рождения Алексей Андреева, купались и жарили шашлык.

raboti hram3

3 августа - привезли горбыль, разгрузили. Были: Саша Данилов, Леха Павлов, Сергей Шерстобитов, Дмитрий Кочнев, Алексей Гагарин, Алексей Андреев, Александр Дылевский. С горбылем помогла хозяйка пилорамы, что у автопарка на Бежецком шоссе Елена. Машину мы заказывали за свои деньги. Управились за два часа, а заплатить пришлось за три, как за временной минимум. По 600 рублей за час. Леша Павлов разворачиваясь, наехал в траве на булыжник и погнул пороги на своем "Фиате". Жалко.

9 августа - На подъезде к Пречистому наткнулись на похоронную процессию. Подумалось, что это плохой знак, но потом отбросили суеверия и поехали дальше. Начали зашивать досками нижние проемы храма. Электрический провод тянули от крайнего дома с помощью четырех удлинителей. Неудобно. Успели забить 2 проема алтарной стены (в северном проеме решили сделать дверь), южный вход и половину северного входа. Ездили на двух машинах: Леши Гагарина и Наташи Арефьевой. Были: А.Гагарин, Д. Кочнев, А.Д., Татьяна Крылова, Наталья Арефьева. Приходил помогать из Рагодино Владимир со Светланой и внучкой Настей. Приходила местная жительница Валентина Сергеевна, говорила, что всей деревней соберут денег на ремонт. Я посоветовал ей звонить о. Максиму. Она принесла нам на обед печеной картошки, огурцов и зеленого лука. После обеда Наташа с Татьянкой уехали. Мы на обратном пути заехали в Садыково, посмотреть тамошний храм…

14 августа - Отвезли две двери. Одну дал Виталик, вторую вытащили из клуба. Ездили на машине Виталика. Были: Виталий Федосеев, Наталья Арефьева, А.Д. Перед самым отъездом от клуба оказалось, что у машины спустило заднее колесо. Поставили запаску. Ехали по дороге через Рылово. Там после ямочного ремонта ездить стало удобнее.

raboti hram4

16 августа (воскресенье). - Нас собралось всего трое: Дима Кочнев, Леша Гагарин и я. После двух дней почти беспрерывного дождя, безоблачная воскресная погода была похожа на чудо. Ехали снова через Бежецкое шоссе. В Рагодино остановились, зашли к Владимиру. Он, судя по его виду, был нам рад. Сказал, что сегодня пользуясь погодой будет качать мед, но если нам надо, он отложит и поедет с нами. Мы в один голос его отговаривали. Попросили у него 100 мм гвоздей хоть немного, Застряли в Рагодино минут на сорок за разговорами. Позвонили Сергею Д., он сказал, что Р. от конкретной помощи отказался, по причине того, что безвозмездно помогает еще трем храмам, но обрисовал и объяснил Сергею, как правильно сделать временную крышу. Дело стоит за стройматериалами. В Пречистом все по прежнему, по прежнему с опаской вглядываешься в храм: стоит ли купол? Стоит. Слава Богу. В храме на камень, где стоит крест, кто-то положил 50 рублей, придавил кирпичиком. Застали внутри молодую пару, они ходили, смотрели и фотографировали. Мы им не мешали, ушли пилить горбыль. На велосипеде приехал 9-летний парнишка Руслан, все спрашивал нас, что мы будем делать, как, когда и зачем? "Вы хотите, чтобы храм работал"? - так вот по-детски спрашивает он. "Хотим. А ты?" "И я хочу" - молчит. - "Даже очень хочу". А еще он знает, кто храм разрушил. "Коммунисты. Мой дед или прадед или прапрадед был коммунистом и храм рушил на БТРе". Он с полным и по-детски обостренным чувством ответственности забивал гвозди, а Дима держал ему доску. Пришла его бабушка, принесла цветов, положила на камень у креста. Рассказала, что ее дед действительно храм рушил. Она помнит время, когда еще колокольня была цела. Колхоз устроил здесь зернохранилище, оборудовал веялку (следы ее основания до сих пор в храме в виде 4-х штырей в полу), видимо, чтобы эту веялку сюда запихать, и растесали западную арку. Руслан заметил 50 рублей на камушке и убежал. Через какое-то время вернулся и протянул нам 100 рублей двумя купюрами по 50 р. - "Это от меня и бабушки, она тоже хочет, чтобы храм работал". Чудесный ребенок. - А как твою бабушку зовут? - Галина. - Мы попросим батюшку, и он будет поминать тебя и твою бабушку всегда. Ребенка это удивило, и он снова убежал. Прибежал, принес еще 150 рублей. - А это от друзей. - Каких друзей? Он сбегал и принес листок бумаги, где аккуратно, явно бабушкиным, почерком были записаны имена жертвователей. Сделали дверь с востока, получилось хорошо, даже красиво, забили до конца проход с севера. Наготовили материала для окон, чтобы в следующий раз приехать, и сразу начать зашивать. Арку, как самое сложное, оставили напоследок. Хочется, чтобы приехали как-нибудь большой компанией: кто-то стучит молотком, кто-то жжет костер, кто-то прибирается или косит. Сделали на центральном столбе створа улицы доску для объявлений, повесили координаты для пожертвований и заметку о техническом состоянии храма. Завтра собирается епархиальный совет. Будет рассматриваться вопрос нашей деятельности. Склоняемся к мысли, что в Пречистом бору нужно регистрировать общину.

raboti hram5

17 августа - Радостная новость. Мы получили благословение владыки Виктора на консервационные работы и на возрождение приходской жизни. Следующий этап - наладить контакт с администрацией сельского поселения и пытаться зондировать почву относительно регистрации общины. Наташа также предложила установить традицию чтения акафиста Рождества Богородицы каждый последний выходной (например, суббота) месяца. Чтобы если даже мы не смогли приехать, акафист бы читался местными жителями. Попробуем. Нужно распечатать с десяток экземпляров акафиста.

20 августа - Поехали после работы в Пречистый, что-нибудь поколотить, подготовить фронт работы для запланированного 29 августа молебна. Были Леша Гагарин (и его машина), Наташа, Дима, Валентин и А.Д. Успели сделать вертикальные поперечины у всех оставшихся открытых окон первого света, чтобы потом их просто забивать досками и не просить электричества, которое мы снова тянули из ближайшего дома. Леша с Наташей поехали по деревням развешивать объявления о предстоящем молебне. В храме мы нашли яблоко, оставленное на подсвечнике. Народ приходил на Преображение. Как оказалось, было настоящее собрание жителей. Им кто-то пообещал, что приедет какой-то батюшка в праздник и отслужит что-то. Они собрались все, а батюшка не приехал.

raboti hram6

29 августа - первый специальный молебен с акафистом Рождеству Богородицы. Отслужили его, потому что давно хотели, хотели сформировать традицию постоянных молебнов, чтобы местные жители, вдруг не будет нас, приходили сами и читали. Без этого первого, как мне кажется, шага к общине, к общей "просьбе" людей, живущих рядом с храмом, невозможно "поднять" его. Ибо зачем? Чтобы был? Вопрос сохранения памятника - дело второстепенное.

Спасибо о. Максиму, который приехал, Саше Данилову, Ире Рябининой, незаменимому Алексею. Местные были воодушевлены, хоть и окончательно закоченели на ветру, который продувал храм насквозь. Они все тянули деньги, а я не успевал записывать всех их родных и близких, за которых о. Максим теперь будет молиться.

Встал вопрос о создании общины, решили собраться 6 сентября и все решить окончательно. Никто из местных не остался нам помочь, только после пришла одна женщина, которая подмела в храме и сжала траву при входе. Раиса Георгиевна Шкваркина тоже пришла помочь, но мы отправили ее домой. Не было таких важных дел. Зато она принесла 3-литровую банку молока. Леша все восторгался.

Ира закончила покраску двери, и делать ей тоже было нечего. Мы решили отправить их вместе на электричке. Начали "делать" арку, слава Богу, все шло ровно и без ошибок. Получился каркас, коробка для будущей двери. Решили на этом остановится, потому как привезенные мной петли оказались "левыми" и не подходили, как мы их не крутили.

raboti hram7

Напоследок пошли заколачивать последнее оставшееся открытым окно северной стены. Заколотив его, вернулись в храм и обнаружили, что воткнутые в подсвечник местными свечи, под иконой Богородицы горят… В храме никого, на улице пусто. Мы поняли, что загорелись свечи вот только что, рядом лежал коробок спичек. Переглянувшись с Алексеем, мы промолчали. Конечно, при открытой двери и громко работающей бензопиле ничего не стоило придти и зажечь свечи. Все возможно. Только верить в чудо надо. Сдержанно, но надо. Даже, если кто-то вдруг пришел и зажег свечки, не оставив следов, все равно это похоже на чудо. Пока собирались, свечи благополучно догорели и погасли. Уезжали как обычно, в темноте. В четверг выяснилось, что в "Русском доме" на третьей полосе вышла статья про Пречистый бор. Статью еще никто не видел. Журнала в Твери не найдешь.

Тверским православным молодежным клубом "Сеятель" по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начаты работы по восстановлению уникального памятника - храма Рождества Богородицы в селе Красный Бор. Совместно с общественной организацией "Тверской союз православных мирян" организован сбор пожертвований для ремонта купола и устройства крыши.

Реквизиты для пожертвований:

ТООО "Тверской союз православных мирян" юридический адрес: г. Тверь, ул. П. Савельевой, 25 почтовый адрес: 170039, г. Тверь, ул. П. Савельевой, 25 ИНН: 6905044541 КПП: 695201001 Расчетный счет: 40703810700000000053 в ОАО "ТГБ" г. Тверь кор/счет: 30101810100000000790 БИК: 042809790 с пометкой: для восстановления храма в Пречистом Бору.

Контактные телефоны:

8-920-175-07-72 - священник Максим (Сивцов);
8-920-174-24-58 - представитель ТГПМК «Сеятель» Александр Дылевский

Спаси вас Господи за вашу посильную помощь.

Мы также будем благодарны за любую квалифицированную информацию о противоаварийных и строительных работах.

Живые храмы, живые души…

o hrame1

70 лет богоборчества оставили нам, живущим ныне, печальное наследие. Разрушенные, осквернённые, точно униженные целым поколением, неизменно отмечающим на старинных стенах свои "даты", храмы.

Это по-прежнему наша горечь, наша сердечная боль. Сколько вас таких, забытых, вросшихся в окружающий пейзаж настолько, что даже глаз не останавливается у прохожего? Сколько вас? И каждый кирпич, срывающийся с вашего купола, падает не на землю, а на сердце живущего ныне человека.

То, что сегодня в большинстве своем происходит с сельскими православными храмами, называется "цивилизованным" уничтожением. Новое время привносит новые методы, в том числе и популярный метод невмешательства. Заставить себя поверить, что ты непричастен, просто. Какое тебе ? дачнику или сельскому жителю, у которого забот полон рот ? дело, до какой-то там руины на краю деревни. Пусть себе стоит (читай: разрушается дальше). Ну да, была когда церковь, старики говаривали, красивая была, с колоколами. Потом колокола сбросили, церковь закрыли, свалили в нее зерно, после и вовсе почти разрушили… А сегодня… сегодня это памятник той странной эпохи. Местный ориентир без названия и личной значимости. Пусть себе стоит с Богом…

o hrame2

Да он и стоит. Храм - не храм, склад - не склад. Вроде и ненужное, оскверненное, брошенное, но всё же святое. Зайти страшно, со стен еще смотрят нарисованные святые, под сводами еще слышится гулкое эхо, под ногами хрустит кирпич, а над головой порхают воробьи. Какой странный и таинственный мир. И говорить хочется тише и вообще как-то странно наполняются смыслом мысли. И мысли эти не о времени богоборчества, а наоборот, глаза рисуют невиданный никогда интерьер, бородатого безымянного батюшку на амвоне и много-много простого народа, внемлющего проповеди.

Можно убивать храм, можно иезуитски истязать его настолько, насколько извращён ум, но он всё равно останется храмом ? домом Божьим, в котором живёт тот самый ангел, дарованный ему Творцом при освящении. И находясь внутри, можно всем существом ощутить, что руина-то эта ? живая. Измученная, истерзанная, но живая. Прижаться бы к старинной стене, всегда теплой, несмотря на вечную прохладу внутри, ощутить свою связь с этим удивительным невидимым миром и с дрожью понять, что ты неотъемлем от этих стен, какими бы чуждыми они тебе не казались.
o hrame3

В Тверской области, на берегу реки Тверцы, в пятнадцати минутах езды на электричке от Твери есть село с красивым названием Пречистый бор. В 1929 году Бор из Пречистого "традиционно" стал Красным. Но название не прижилось. Красный бор на бумагах, да на карте, а в головах он по-прежнему Пречистый. В селе есть храм Рождества Богородицы. Времена богоборчества оставили от храма лишь основной объем, "обрубив" его со всех сторон, сломав колокольню, трапезную, апсиду алтаря. Вот и стоит сейчас этот "домик", окруженный высокими елями да зарослями сирени. А с другого берега его гуашью рисуют отдыхающие в лагере дети.

История этого места уникальна, она связана с образованием знаменитого Тверского Успенского Отроч монастыря (в котором в заточении находился московский митрополит Филипп, где и был убит Малютой Скуратовым). Некогда на месте, где сейчас стоит храм Рождества Богородицы, существовал древний Богородицкий на Бору мужской монастырь, по преданию основанный отроком Григорием, слугою тверского князя Ярослава Ярославича. Легенда повествует о том, что Григорий полюбил дочь пономаря села Едимонова Ксению (будущую мать великого князя Михаила Тверского). Но князь Ярослав, увидев девушку, задумал жениться на ней сам. Григорий от горя снял с себя княжеские одежды и удалился на берег Тверцы, где соорудил себе часовню и келью.

Так случилось, что не остался отрок в тверецком бору, а пожив там недолгое время, пришел на устье Тверцы, в Тверь. Во сне явилась Григорию Богоматерь и повелела воздвигнуть храм во имя честного и славного Успения Ее. "Указав место, говорит ему: "Хочет Бог прославить это место и распространить его. Большая обитель будет здесь. Ты же иди с миром в город к князю своему, а он помощник тебе будет во всем и просьбу твою исполнит. И когда все совершишь и монастырь устроишь здесь, немного времени проживешь и отойдешь к Богу" (Исаков В.З. "Повесть о Тверском Отроч монастыре" из книги "Тверская классика". Тверь, 2005).

Все случилось так, как сказала Богородица. Ярослав Ярославич приказал заложить монастырь в месте, указанном отроком Григорием и назвать его Отроч монастырем. Григорий постригся в нем с именем Гурий и, прожив недолго, скончался.

На берегу Тверцы, где Григорий выстроил часовню и хижину, через какое-то время образовался монастырь, названный Богородким на Бору, который являлся вотчиной Отроч монастыря. Монастырь известен с XIV века.

Во второй половине XVII века обитель упразднили, а храм в честь Рождества Богородицы сделали приходским.
o hrame4

В 1729 г. деревянная церковь сгорела, и в 1730-е гг., на ее место из Заволжского посада Твери была перевезена другая. Существующую каменную церковь на средства прихожан начали строить в 1790-х годах. Строительство было завершено в 1809 г.

В 1900-1903 гг. вместо первоначальной трапезной (теплой церкви) по проекту и под личным наблюдением архитектора В.И. Назарина была построена новая, более обширная трапезная с приделами Иоанна Златоуста и Вознесения Господня.

В советское время были разрушены: колокольня, теплый храм, алтарь основного холодного храма.

На сегодняшний день от храма остались лишь стены с фрагментами уникальной клеевой живописи 1-й половины XIX века, выполненной предположительно тверской иконописной школой. Примеров подобной стенописи почти нигде не осталось.

Сегодня в деревне визжат бензопилы и косилки, стучат молотки, а у храма тишина, лишь листва рядом шумит.

Внутри храм убран, но в нем такой ветер, что задувает свечи (в храме десять открытых проемов, не считая окон верхнего света).

Кто-то из местных повесил иконы Спасителя и Богородицы, из оконной столярки сделал ящики с песком для свечей, в юго-западном углу поставил грубо сколоченный деревянный крест.

И все, больше ничего нет.
o hrame5

Со стен немыми возгласами смотрят варварски написанные белой краской крупные надписи: "Господь, дай нам сил восстановить этот храм", "Христиане уберите мусор от стен храма".

Тверской православный молодежный клуб "Сеятель" давно ходит в Пречистый бор: и просто и с крестными ходами. Так уж сложилось. В последний раз из Твери к храму пришло более пятидесяти человек городской молодежи. Священник из пригородной деревни Черногубово о. Максим (Сивцов) отслужил в храме водосвятный молебен и панихиду.

В тот день увидели над головой в куполе небольшое, но сквозное отверстие. В головах вихрем пронеслись мысли: крышу бы, хоть временную. Храм небольшой, невысокий, денег надо не так много. Успеть бы. Не успеем, за лето не получится, переживет ли ветхий купол зиму? Рухнет, и все…

o hrame6

И как будто сразу храм стал ближе и роднее. Ничего спасем, двести лет стоишь, еще двести продержишься, сделать бы крышу.

Проблемы обнаружились уже позднее, когда несколько человек от клуба приехали на место, чтобы посмотреть на храм практичным взглядом. Храм действительно невысокий, но оказался "заперт" со всех сторон кладбищем. Вокруг здания много места, но под ногами кирпич, а там где он кончается, виднеются недавние захоронения.

В храм вошел мужчина, перекрестился на висевшую икону Спасителя. Спросили откуда он? Мужчина оказался из соседней деревни Устье, он сказал фразу, которая камертоном звенит в ушах до сих пор, и такие неутешительные мысли рождаются от этого звука: "Здесь можно встретить людей из разных деревень", - сказал он: "Нас всех теперь объединяет кладбище…"
o hrame7

Господи, кажется, и не было никогда того времени, когда людей из деревень объединял храм, кажется все это какой-то доброй сказкой с какими-то другими людьми и в какой-то другой стране. В той стране немыслимо было подумать, что к храму можно будет пройти лишь тропинкой между оградками, в той стране все дороги вели в храм. От таких мыслей еще более неподъемными делаются руки, трещинки и выломы в старинных стенах становятся четче и множатся на глазах. Нужно как-то иначе.

Нужно придти к осознанию неизбежности созидания в любых условиях. Это сложно. Иногда легче построить новый храм, чем поднимать разрушенный, но может, в этом подъеме из руин и скрывается та затаенная сила, позволяющая крепить в себе дух.
o hrame8

Может, время, в котором храмы молят о помощи - это время людей, способных слышать?

Не практичного рационализма, а более тонких материй: сплетений веры в Бога, надежды на успех, любви к делу, которое делаешь. Бог отставил нам, мудрствующим над идеями гедонизма, людям XXI века эти храмы не для художественной фактуры, не для того, чтобы соревноваться в равнодушии, не для вечного оплакивания своего бессилия и повода бросить в прошлое камнем.

Но для чего-то другого. Может для того, чтобы поддерживая падающие своды, укрепляя растрескавшиеся стены, поддерживать и укреплять в себе тот уголек веры, который теплится в каждом из нас.

Ведь у Бога все промыслительно - все имеет смысл. И храм в Пречистом Бору нужен тверской молодежи не из жалости, не для популяризации своей деятельности. Он просто нужен. Настоящий живой храм, в котором после долгих десятилетий пустоты вновь зазвучала бы общая молитва.
И чтобы это было в нашей стране, в нашем времени, с нами…

Александр ДЫЛЕВСКИЙ, журналист
Тверской городской православный молодежный клуб "Сеятель"
 o hrame9

Тверским православным молодежным клубом "Сеятель" по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начаты работы по восстановлению уникального памятника - храма Рождества Богородицы в селе Красный Бор. Совместно с общественной организацией "Тверской союз православных мирян" организован сбор пожертвований для ремонта купола и устройства крыши.

Реквизиты для пожертвований:
ТООО "Тверской союз православных мирян"
юридический адрес: г. Тверь, ул. П. Савельевой, 25
почтовый адрес: 170039, г. Тверь, ул. П. Савельевой, 25
ИНН: 6905044541 КПП: 695201001
Расчетный счет: 40703810700000000053 в ОАО "ТГБ" г. Тверь
кор/счет: 30101810100000000790 БИК: 042809790
с пометкой: для восстановления храма в Пречистом Бору.
контактные телефоны: 8-920-175-0772 - священник Максим (Сивцов);
8-920-174-24-58 - представитель ТГПМК «Сеятель» Александр Дылевский
Спаси вас Господи за вашу посильную помощь.
Мы также будем благодарны за любую квалифицированную информацию о противоаварийных и строительных работах.