631A4172 7
  • Поездка в Пречистый бор
    Поездка в Пречистый бор
    26 августа 2017 года
  • Поездка в Иванищи
    Поездка в Иванищи
    6 августа 2017 года
  • Поход на каток
    Поход на каток
    18 февраля 2017 года
  • Пасхальный пикник
    Пасхальный пикник
    16 апреля 2017 года
  • Поездка в Краснохолмский Антониев монастырь
    Поездка в Краснохолмский Антониев монастырь
    27 августа 2017 года
  • Вечер Ирландской музыки
    Вечер Ирландской музыки
    20 февраля 2017 года
  • Масленица в медновском интернате
  • Флэшмоб Песни Победы
    Флэшмоб Песни Победы
    09 мая 2017 года
  • Праздник искусств в Ботаническом саду
    Праздник искусств в Ботаническом саду
    9 июля 2017 года
  • Игра-квест
    Игра-квест "Святые хранители Тверской земли"
    24.09.2017
  • Субботник в Пречистом бору
    Субботник в Пречистом бору
    16.09.2017
  • В гостях у реконструкторов в центре
    В гостях у реконструкторов в центре "Спас"
    10 марта 2017 года
  • Концерт
    Концерт "Семья Православная" в честь св.Михаила Тверского и Анны Кашинской в библиотека им. Герцена
    12.11.2017
  • Творческий вечер, посвященный дню православной молодёжи
    Творческий вечер, посвященный дню православной молодёжи
    19 февраля 2017 года
  • Конкурс в интернате
    Конкурс в интернате "Победа глазами детей"
    9 апреля 2017 года
  • Поездка в Пречистый Бор
    Поездка в Пречистый Бор
    26 марта 2017 года
  • Реконструкторский лагерь выходного дня для детей
    Реконструкторский лагерь выходного дня для детей
    14 мая 2017 года
  • Ночная пасхальная служба в д. Черногубово
    Ночная пасхальная служба в д. Черногубово
    15-16 апреля 2017 года
  • Ночная рождественская служба в Черногубово
    Ночная рождественская служба в Черногубово
    6-7 января 2017 г.
  • Поездка в Старицкий монастырь
    Поездка в Старицкий монастырь
    21 мая 2017 года

Что ждёт Россию?

Беседа с профессором Православного Свято-Тихоновского Богословского института, диаконом Андреем Кураевым. (интервью с сокращениями опубликовано в газете "Настоящее время". Сентябрь, 1998)

Корр.: Апокалипсис - книга пророчеств о будущем всего человечества – хорошо известна. А как относиться к пророчествам, специально касающимся грядущих судеб не всего человечества, а именно России. Эти пророчества нередко сегодня публикуются и подписываются весьма авторитетными именами Русских Святых?

Диакон Андрей Кураев: Мне кажется, что ради сохранения трезвости при разговорах о пророчествах, касающихся судеб России, нам, во-первых, очень важно держать в памяти Евангельские слова Спасителя: "Закон и пророки - до Иоанна Крестителя". На основании этих слов раннехристианские общины сомневались в том, можно ли включать в состав канонических книг Нового Завета Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова, поскольку эта книга - пророческая. Действительно, пророки как таковые - это образ, удел именно ветхозаветной святости. Это дар тем людям, которые жили ожиданием Христа. И затем с такой яркостью и полнотой этого дара Господь людям уже не дает, потому что главное уже совершилось в нашей истории. Главное из будущего уже перешло в прошлое. Самое главное уже произошло в нашей жизни, в нашей истории - в те времена, когда Спаситель ходил по земле и когда Он Своей жертвой приблизил нас к Богу. Во-вторых, обратите внимание на то, что в классической святоотеческой литературе мы не найдем пророчеств о грядущих временах. Поэтому при встрече с современными сборничками, содержащими "пророчества старцев", у меня возникает чисто профессиональное чувство осторожности и опаски. Ведь у Отцов древности не встречается желания пророчествовать о будущих временах. Приведите мне примеры пророчеств из творений Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. Нет их? А ведь это те Отцы, которые являются для нас нормой, мерилом Православия. И вот здесь-то и возникает вопрос: если мы видим, что какие-то проявления нынешней церковной жизни не соответствуют тому, что было в эпоху Вселенских Соборов, в эпоху великих Отцов, то имеем ли мы право сказать, что, мол, просто церковная жизнь "развилась" так, что она переросла в своих духовных дарах золотой век Православия и стяжала дух пророчества, которого у тех святых отцов не было, или мы должны говорить скорее о какой-то деградации? В-третьих, когда мы сталкиваемся с разговорами на эту тему, мы должны помнить, что все-таки это - именно разговоры. По большей части, когда желают что-то сказать о грядущих судьбах России, ссылаются не на письменные источники, не на рукописи самих святых, а на устную традицию. Надо различать тексты написанные самими святыми отцами и тексты, приписываемые им. К сожалению, сегодня наша Церковь поистине задыхается от апокрифов. Все повторяется: как в первые века христианской эры ходило множество поддельных Евангелий, надписанных самыми святыми именами, так же и сегодня мы видим немало текстов и суждений, которые приписываются очень почитаемым людям. Весьма сомнительно, действительно ли именно эти люди именно это сказали. Об этом, кстати, много страниц в моей только что вышедшей книге "Оккультизм в православии". Так, собеседник преп. Серафима Н. Мотовилов распространял весьма фантастические легенды о пророчествах старца. В 1854 г. он сообщил императору Николаю I, что старец Серафим воскреснет прежде общего всех воскресения из мертвых в царствование Вашего Императорского Величества и единственно лишь только для Вас, Великий Государь. В 1867 г. он (ссылаясь на преподобного), рисовал такие картины грядущей истории: Россия сольется в одно море великое с прочими землями и народами славянскими, она составит грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское -- Гога Магога, пред которым в трепет все народы будут. Соединенными силами России и других Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией... Франции за ее любовь к Богородице -- Св. Мадонне -- дастся до семнадцати миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совершенно уничтожен... Антихрист родится между Москвой и Петербургом, в том великом городе, который будет назван Москво-Петроградом. До явления Антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления под Единую Главу Христа-Жизнодавца. Такая же ситуация с пророчествами св. Иоанна Кронштадтского. Ему также приписывается немало апокрифов. Один из них - апокрифическое Видение праведного Иоанна Кронштадтского, который якобы еще в 1907 г. предвидел все подробности грядущих гонений. Об апокрифичности этого текста, опубликованного в Жизни вечной (36-37, 1997), говорит, например, такая деталь: И мы пошли дальше. Смотрю: идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого по звезде. Они увидели нас и закричали: Помолитесь за нас, святые отцы, нам очень тяжело... Мы не получили печати дара Духа Святого, нас звездили. Действительно, в 20-х годах вместо крестин комсомольцы людей звездили и октябрили. Но предполагать, будто это советское новоязовское словечко было известно о. Иоанну в 1907 г., все же некорректно. По этому же признаку не могу считать подлинным и еще одно пророчество, приписываемое преп. Серафиму ("Все то, что носит название "декабристов", "реформаторов" и, словом, принадлежит к "бытоулучшительной партии" - есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению Христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный народный океан, перед которым будут в страхе прочие племена земные. И это так верно, как дважды два"). Словечки типа "бытоулучшательная партия" или "декабристы" вряд ли можно считать присущими языку преп. Серафима: Апокрифичны и рассказы о том, что Святые предсказали Государю Николаю Александровичу его мученический конец (эти предсказания приписываются то монаху Авелю, то преп. Серафиму, то о. Иоанну Кронштадскому). Известно, что вскоре после отречения Николай Александрович был спрошен, где он пожелал бы провести время до Учредительного Собрания, которое должно определить судьбу монархии в России, и ответил, что - в Ливадии. Мне трудно представить, что человек, сознающий, что до мученической кончины ему остаются считанные дни, высказывает пожелание провести эти летние дни в курортном дворце: "А мы-то все так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии" (Дневник от 28 июля 1917). Странно также, что Царскую Семью влечет место, весьма далекое от традиционных русских святынь, в том числе тех, что освящали историю Дома Романовых. Были и планы выезда Царской семьи в Англию, находившие полное одобрение Государя... Рассказ о пророчествах должен быть признан недостоверным - ибо мы никак не сможем понять все его действия (и во время царствования, и во время содержания под стражей), если каждый раз будем представлять себе человека, которому возвещено, что он мученически завершит свою жизнь. Несомненно, что у людей, живущих в Духе, умеющих различать времена и людские помыслы, бывает некое предощущение грядущих событий. Ощущение какого-то разрушительного, скажем так, электричества, которое копится в обществе, ощущение того, что падает благочестие, в Церкви умножаются болезни - это ощущение было у святых отцов XIX и даже XVIII века (скажем, у св. Тихона Задонского). Существуют опубликованные именно тогда тексты, которым мы можем доверять. Скажем, в письмах преп. Амвросия Оптинского описывается, как однажды некий купец спросил у митрополита Московского Филарета, в какой из храмов ему следует пожертвовать золотой оклад для образа Божией Матери. В ответ святитель сказал, что тому лучше раздать эти деньги нищим, потому что близятся те времена, когда оклады с икон будут срывать, а храмы - разрушать. Эти слова были сказаны почти полторы сотни лет назад и опубликованы еще в прошлом веке. Так что перед нами - реальное предсказание. Однако, вот что я замечаю. Когда я только вошел в Церковь в начале 80-х годов, в среде верующих и в семинарии много рассказывали о "предсказаниях старцев". Тогда говорилось, что Господь попустил тяжкое испытание для России и под властью безбожников поругана Церковь, - согласно предсказаниям старцев - но затем Господь на краткое время, перед приходом антихриста, даст нам свободу проповеди. Сегодня те же самые пророчества пересказываются и переписываются разительно иначе. Теперь говорится, что конца света в одной, отдельно взятой стране не будет. Напротив, повсюду будет властвовать антихрист, а у нас - править Православный государь. Поэтому, я сказал бы так: к пророчествам, которые приписываются святым отцам, стоит прислушиваться, когда они говорят о горьком, но надо быть очень осторожным, когда им приписываются слова какой-то невероятной надежды. Но дело в том, что для людей естественно стремление обрести такую надежду для людей. Любой историк знает, что в Византии, переживавшей долгие столетия заката, распространялось очень много сказаний о пророчествах неких юродивых и старцев. В них речь шла о том, что мусульмане будут притеснять православных до времени, пока Господь не воздвигнет великого царя, который вернет все отнятые у христиан земли, и восстановленная православная Римская империя будет непобедима и несокрушима. Но этого, как мы знаем, не произошло и Византия погибла окончательно. В нашем веке мы переживем похожее падение Третьего Рима и испытываем похожие надежды. Это надежды и их происхождение вполне понятны. Их можно объяснить чисто психическими, человеческими причинами. Распространение такого рода надежд и страхов вполне однозначно подчиняется законам социальной психологии, а потому надо уметь различать эти человеческие надежды от замыслов Божиих, открываемых избранникам Господним свыше. Мне кажется, что на многих людей нынешние пророчества производят впечатление, подобное тому, которое в свое время производила марксистско-ленинская идеология: раз победа коммунизма неизбежна, то она ведь и без меня как-нибудь наступит, а мне можно и не прикладывать к этому собственных усилий. Таксе гоня и для некоторых православных: раз нам обещано и предсказано, что Православие победит и Россия восстанет, то так и будет - а я по прежнему буду изживать свою жизнь в сплетнях. Типично русская болезнь: в бесконечных кухонных дискуссиях на отвлеченные историософские темы люди забывают, что им самим надо что-то конкретное сделать для того, чтобы света вокруг них стало побольше.

Михаил Плотников: Но ведь дар пророчества мы видим не только в Ветхом Завете. Такое служение было и у первых христиан, в апостольских общинах.

Диакон Андрей Кураев: Пророк - это не футуролог и не предсказатель. Дар пророчества, - это дар различения воли Божией. Этот дар остался и поныне в Церкви. Поэтому сегодня корректнее говорить о прозорливости. Этот термин и заменил собой понятие "пророчества" в церковном обиходе. Прозорливость дается от Бога людям с чистым сердцем. Они как бы видят Божий замысел о другом человеке и открывают ему, таким образом, волю Божию применительно к конкретным обстоятельствам. Это - удел старчества.

Михаил Плотников: Отец Андрей, Вы упомянули о даре прозорливости применительно к отдельным людям. Можно ведь говорить о прозрении святыми судеб Божиих и относительно целого народа.

Диакон Андрей Кураев: А знаете, о судьбах народов все церковные проповедники во все времена видели одно и то же. Начиная с пророков Ветхого Завета и кончая современными старцами все они говорят: братья и сестры, те испытания, которые у нас были и еще будут, та горечь, которую мы вкушаем, все это мы должны принять из рук Божиих как наказание за наши собственные мерзости. Поэтому не ищите виноватых на стороне: египтян, вавилонян, татар, поляков или масонов, но поймите, что дело, прежде всего, в вас самих. Один и тот же урок столетие за столетием преподносится нам вновь и вновь. Но мое собственное ощущение, что мы этот урок не усваиваем.

Михаил Плотников: Можно ли к истории России приложить ту схему, которой осмысляется история древнего Израиля на страницах Ветхого Завета?

Диакон Андрей Кураев: И да, и нет. Это правда, что народ церковный является наследником как обетований, так и угроз, возвещенных древнему Израилю. Но надо помнить, что речь идет именно о народе церковном. А этот церковный народ, во-первых - это не вся Россия, во вторых - это больше, чем Россия. Потому мы не можем сказать, что эта библейская схема пророчествует именно о русской национальной истории. Эта схема реализуется во всей общемировой православной истории. Мы помним о наших страшных испытаниях и уроках. Но почему мы забываем о не менее трагических и смыслонаполненных испытаниях в истории румынского, сербского, греческого народов. А история православных арабов или египтян? Сколько веков они стонут под мусульманами?

Михаил Плотников: А что же именно Вы думаете о завтрашнем дне России?

Диакон Андрей Кураев: Я совсем не пророк, но у меня есть некоторый опыт наблюдения за жизнью страны, который я выношу из своих многочисленных поездок. Свои наблюдения я бы резюмировал так. Первое. Как москвичу мне присуще чувство вины по отношению ко всей остальной России. Особенно сегодня, на фоне всеобщих руин, строящаяся Москва походит на этакого вампирчика, который отовсюду сосет живые соки. Может быть отчасти из-за этого мне раньше казалось, что из провинции придет спасение России, оттуда восстанут здоровые глубинные народные силы, придут новые минины и пожарские... Поездив, я расстался с этой надеждой. У меня сложилось впечатление, что Москва самый светлый, самый церковный город в России. Да, здесь очень много грязи, много гадости, но при этом здесь такая живая церковная жизнь, как нигде. Церковные институты, братства, больницы, газеты, радио. Одна та цифра, что Москве 300 приходов, означает, что у человека есть возможность выбирать себе храм и духовника, стиль духовной жизни. Москвич не имеет права жаловаться, что вот, мол, я и хотел бы узнать что-то о православии - да негде... А в провинции я слишком часто вижу, что церковная жизнь там по прежнему сводится к требоисправлению, а о миссионерстве и просвещении забыто. Так что и зло распространяется из Москвы, но и духовное возрождение начнется также из Москвы. Второе. Мне не хотелось бы, чтобы люди слишком много надежд возлагали на Церковь. Не надо очаровываться Церковью, чтобы не пришлось разочароваться. Наша Церковь сегодня очень слаба, она - инвалид и в Москве, и по всей стране. От инвалида нельзя требовать, чтобы он взял и вызвал Чудо-Юдо на смертный бой и сшиб ему одним махом три головы. В истории России были периоды, когда именно Церковь выводила народ их кризиса. Вспомним преп. Сергия Радонежского, вспомним священномученника патриарха Гермогена и роль Церкви в освобождении Москвы от поляков в Смутное время. Однако не все государственно-национальные кризисы в истории России преодолевались при первенствующем участии Церкви. Например, победу в войне 1812 года доставил героизм русских солдат и офицеров, а не проповеди отшельников, посетивших действующую армию; террористов 1905 года усмирил Столыпин и его "галстуки", а не воззвания Синода. Я думаю, что и из нынешнего кризиса Россия, если ей суждено из него выбраться, будет выведена людьми в погонах, а не людьми в рясах. Впрочем, я вообще не уверен, что Россия сможет выйти из сегодняшнего кризиса. Вы знаете, я бы с таким удовольствием говорил бы сегодня проповеди против бунтов, восстаний и погромов, но ведь их, к сожалению, нет. То, что я перечислил - все это выплески страшной, конечно, разрушительной энергии, но это, по крайней мере, энергия. Когда их нет совсем, это означает одно из двух: или народ достиг такой степени совершенства и святости, что он умеет жить по Евангелию и действительно прощать своим врагам, или это апатия трупа, которому все равно, что с ним делают. И как мне это ни печально, кажется, что верно второе. Видимо, большевики все-таки сломали Россию, перебили ей хребет и она сегодня похожа на собаку с переломанным хребтом, которая еще поскуливает, иногда даже погавкивает, перебирает лапами, но ни охранять свою будку, не говоря уже о доме, ни укусить вора - ничего она уже не может. Пока человек еще жив, у него остается хотя бы коленный рефлекс: бьют по чашечке - дерни ножкой и в лицо обидчику стукни туфелькой. А вот когда бьют под чашечку, а ножка-то уже не шевелится, значит - или труп, или паралитик. За последние десять лет нам били уже по всем возможным болевым точкам, особенно наши телевизионщики и пропагандисты "нового мирового порядка". Все национальные, исторические, религиозные святыни осквернили, хотя бы словесно, в потоках издевательств и карикатур. Реакции нет. Народ пропил распад СССР, теперь спокойно ожидает развала России. Поэтому мне кажется, народ наш скорее мертв, чем жив. И еще одну горькую вещь я расскажу. В прессе я встретил информацию о том, что в Башкирии за последние годы резко, на десятки процентов, снизилось потребление алкоголя. Эта цифра - позор для нашего народа, "крещеного, но не оглашенного". Что это означает? По законам ислама употребление спиртного является грехом. И вот мы видим, что башкиры очевидно всерьез восприняли возвращение к нормам жизни своих отцов. А в России сколько мы ни открываем храмов, а потребление водки растет. И боюсь, что это означает, что весь наш пафос "второго крещения" уйдет в колокола, в свисток, а не в реальное возрождение духа.

Михаил Плотников: Но ведь Москва - действительно Третий Рим. Она силой своей государственности защищала вселенское православие после падения Византии, и на нее надеялись остальные православные народы. Помните у Льюиса в "Мерзейшей мощи", когда Мерлин пробуждается и видит, сколь тяжела ситуация, он говорит: "Воззовем к христианским королям!". Ему отвечают: "Их нет или они бессильны". - "Ну, тогда воззовем к византийскому императору!" - "Императора тоже нет". И Мерлин говорит: "В страшные времена я проснулся".

Диакон Андрей Кураев: Знаете, может быть, потому их и нет, что слишком много надежд с ними связывалось. Да, империя - это ограда для православия. Но если слишком много вкладывать сил в поддержание ограды, в ее украшение и укрепление, то можно не заметить, что в пределах самой ограды земля перестала плодоносить. Она вытоптана вся, превратилась в армейский плац, а потому там ничего уже не растет. И сегодня меня скорее пугают призывы восстановить православную монархию. Слишком часто интонация и мотивация этих призывов такова, что приходится вспоминать слова Ницше: "Эти люди делают вид, что они верят в Бога, а на самом деле они верят только в полицию". Я не собираюсь отвечать за всю Церковь; я не имею на это права. Но от себя скажу: лично мне православная монархия не нужна. Нам говорят, что монархия нужна для того, чтобы защитить церковь от ересей... Вот для примера цитата: "Итак, самодержавие совершенно необходимо именно для того, чтобы дать Церкви нормальные условия существования, оградить ее от множества врагов" (свящ. Тимофей, иером. Дионисий. О Церкви, православном Царстве и последнем времени. М., 1998, с. 45). Здесь, однако, возникает вопрос - а как же это апостолы шли по римской империи без сопровождения жандармов? И сегодня я сам себя могу от ересей защитить - для того, чтобы свой ум держать в рамках Православия, мне не нужен православный городничий. Или монархия даст мне не душехранителя, а телохранителей, которые будут защищать мою физическую жизнь от нападок сектантов? Но не странно ли рисковать жизнью других людей для спасения своей? Впрочем, слово "спасение" здесь двусмысленно: именно в том случае, если враги православия убьют тело православного проповедника, его душа будет спасена, так от чего же защищают телохранители? От пути в Царство Божие? Не лучше ли положиться на Промысел Божий? Тем более, что священник или миссионер, ходящий с вооруженный охраной, вряд ли будет вызввать симпатии к той вере, которую он проповедует. Еще говорят, что православная монархия нужна для того, чтобы привлекать людей в церковь. Но на мои лекции люди приходят без всякого понукания со стороны государства. И, напротив, нередко я вижу, что у бесталанного проповедника храм пуст. Но, не в силах честно признаться себе в своей собственной бесталанности, этот горе-проповедник начинает искать причины где-то вовне, и, соответственно, меры для улучшения ситуации он видит также чисто внешние. Он придет в школу - а дети его не слушают. И вместо того, чтобы подумать - может, я слишком скуден и скучен, моя вина, что дети меня не слушают, он начинает мечтать: вот был бы православный царь, он устроил бы такую школу, в которой дети были бы обязаны меня слушать. Мне же кажется, что вместо того, чтобы выискивать пророчества и признаки грядущих крутых перемен, надо перейти к этике малых дел и просто делать то, что является твоим христианским долгом. Вспомним евангельскую заповедь "не заботьтесь о завтрашнем дне". Надо попробовать навести порядок в своей душе - а не тянуться к стакану с очередным гаданьем: "что же будет с Родиной и с нами": Лучший шаг к возрождению России - просто бойкот вино-водочных магазинов. Для православных же людей первый шаг к защите России - не в торопливой спешке на "митинг протеста". Если вы сами изучите православное богословие - то вам не нужен будет не только православный полицейский, вам даже не будет нужен дьякон Андрей Кураев. Вы сами тогда сможете отличить - где православие, а где суррогат и сумеете ответить сектантам, защитить близких от сект. Но уж больно характерен для нашего сегодняшнего умонастроения один эпизод. Это было в одном из северных сибирских городов. Женщина, которая продает книжки в местном храме, посетовала мне: "К нам в храм часто заходят протестанты и, конечно, они нападают на наши иконы. Бывает, что в храме я одна - так они ко мне пристают со своими нападками. Я, как могу, защищаю наши иконы - а они мне почему-то не верят. А я им рассказываю, что иконам мы кланяемся потому, что так Спаситель повелел. Ведь Христос Сам создал первую икону, когда плат со Своим Ликом подарил царю Авгарю. А мне заявляют, что в Библии об этом, дескать, ничего нет. Разве ж они правы? Как с ними спорить-то?". Смотрите: это ведь несомненно одна из самых сознательных и грамотных прихожанок - раз она приставлена к книжкам. Эти ситуации с ней происходят неоднократно. И книжки-то нужные у нее под рукой. Но ей и в голову не пришло самой раскрыть эти книги, поискать нужную и выучить оттуда несколько действительно библейских аргументов в защиту иконопочитания и православия. Но даже ради тех десятков людей, которые к ней обращаются, она не приложила никакого труда. Вот эта наша лень-матушка, что прежде нас родилась, вот она-то нас и похоронит в конце концов.

Михаил Плотников: Как Вы считаете, возможен ли новый, четвертый Рим, если падение Москвы как Третьего Рима окончательное?

Диакон Андрей Кураев: "Рим" на церковном языке - это государство, которое не просто возглавляется православными правителями. "Рим" там, где эти правители осознают своим важнейшим долгом защиту православия во всем мире. Если этот народ ощущает свое вселенское призвание, ощущает свою ответственность за судьбу мирового православия - что ж, Рим может быть там, где живет такой народ. Если такое сознание родится у грузин и их правителей - значит, Тбилиси будет Четвертым Римом. Если оно сформируется на Украине - Киев станет Четвертым Римом. Если у сербов - Белград, если у румын - Бухарест. Теоретически такого поворота событий отрицать нельзя. Но совершится ли он? Это уже область пророчеств, а вы понимаете, что тут я предпочту замолчать.

Михаил Плотников: Но ведь период империй, кажется, закончился. Национальному же государству не под силу быть "Римом".

Диакон Андрей Кураев: Верно, только империя может быть Римом. Но время империй еще не прошло. На наших глазах Америка становится всемирной империей -хотя и не вполне в классической форме. Впрочем, в Римской империи видимость самостоятельных правительств и царств также сохранялась. Но каким бы Великим Ирод ни казался своим иерусалимским льстецам - все равно он был лишь вассалом Рима. Может быть, силы традиционно православных народов надломлены. В таком случае слово за миссионерами. Как некогда Кирилл и Мефодий спасли православие, пойдя из умирающей Византии к варварским славянским племенам, так, может, завтра настанет наш черед посылать свои миссии в иные страны. И, быть может, всемирная американская империя когда-то станет православной. Во всяком случае во втором веке надежда на христианизацию Римской империи казалась не менее безумной. А. может, те храмы, что мы сейчас строим по Сибири, поспособствуют к тому, что со временем китайцы (к которым почти без сомнения отойдут сибирские земли в следующем столетии) станут православными. Тогда трудолюбие и дисциплинированность китайцев обогатят вселенскую историю православия тем, чего не смогли привнести туда славяне. Вспомните слова св. Николая Японского, сказанные им о китайцах сто лет назад: "Вот народ-то будущего - величайшего из всех судеб, достававшихся на долю других народов. Великий народ, и теперь бы могущий задавить весь свет, - а как он мирен! Негде жить ему - а разве он подумал о завоевании Кохинхины, Сиама, Бирманы? Какой же другой народ на свете удержался бы? Из европейских ни об одном и представить себе этого нельзя" (св. Николай Японский. Запись в дневнике 26.10.1880 // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. ч. 1. - Спб., 1996, с. 351).

Михаил Плотников: Как Вы считаете, если падение Православного русского царства - Третьего Рима, окончательное, есть ли это знамение близкого конца для всего человечества?

Диакон Андрей Кураев: Может быть так. А может быть это - звонок, возвещающий совершеннолетие православных христиан. Будем учиться ходить без костылей. Будем учиться быть православными не по приказу. Будем учиться защищать православие своими словами, делами и молитвами, а не с помощью государственной власти. Это время совершеннолетия. Вынесем ли мы этот экзамен на совершеннолетие, зависит от нас.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить